В ходе использования автомобильные и индустриальные масла окисляются и выделяют продукты горения. В результате состав и эксплуатационные свойства такого отработавшего масла претерпевает изменения, из-за которых использовать его не представляется возможным.
Согласно статистике, в год используется порядка 1,7 млн тонн разных видов масел — автомобильных, трансформаторных, индустриальных и т.д. При этом на переработку и регенерацию отправляется не менее 80% этого количества. Для сравнения, в СССР утилизировалось и перерабатывалось — только около 15%. Из этого следует, что культура переработки отходов нефтепродуктов сделала не соизмеримый скачок. Это связанно с прорывом научных исследований в сфере очистки и переработки этих отходов.
В XXI веке благодаря современным перерабатывающим системам люди научились восстанавливать до 90% технико-физических свойств отработавших масел. Конечно, таких блестящих результатов можно добиться лишь при соблюдении ряда условий, и для каждого типа масла этот перечень свой.
В среднем успешно восстанавливается 40-60% физико-химических свойств отработки, что тоже очень хороший показатель. Такие результаты фильтрации и восстановления масел делают возможным производство вторсырья высокого качества. Его можно применять как топливо или как смазку для второстепенных элементов в агрегатах. Основной вид топлива, который производится из отработавшего масла — темное бытовое печное топливо, спрос на него на рынке весьма высок.
На заметку: сколь бы высокотехнологичным ни было современное оборудование для переработки масел, их нельзя перерабатывать вместе с другими нефтепродуктами. Это ограничение вызвано тем, что в отработке содержатся фракции и смолы, нарушающие условия, необходимые для успешной ее переработки вместе с нефтепродуктами и ГСМ.
Сначала технологи выбирают тип и объем веществ, который необходимо получить в результате восстановления отработанного масла. Эти параметры влияют на то, сколько будет получено фракций в результате переработки (от двух до четырех).
Затем изготавливается вторсырье, для чего в отработку добавляются определенные присадки. Какие именно — зависит от применяемой технологии. Например, это могут быть различные вторичные масла, пластичные смазки, пластмасса, печное топливо.
Доля регенерируемого масла составляет 60-85% от общего объема отработки. На качество конечного продукта влияет процент твердых примесей (1-5%) и воды. Также в отработавшем масле содержится 10-12% всевозможных присадок и топлива.
Главная цель при регенерации масел — избавить их от загрязнений и продуктов горения. Этот результат достигается различными путями:
Иногда для регенерации отработанного масла применяют также и химические методы. Но необходимость в них возникает крайне редко, только при изготовлении специфических видов вторсырья.