Турбинные масла при длительной эксплуатации подвергаются неизбежному старению. Расходные материалы в системах турбогенераторов работают в крайне сложных условиях, поэтому данный процесс неизбежен.
Масло, нагреваясь, окисляется. Такому химическому изменению способствует наличие воздуха в системе. Параллельно с процессом окисления нефтепродуктов испаряются легкокипящие фракции, что приводит к максимизации вязкости, снижению температурных значений вспышки, изменению деэмульгирующих свойств и пр. Постоянный перегрев приводит к быстрому старению масла.
Распыление смазки
Паровые турбины имеют в своей конструкции разные составные детали: шестерни, уступы, муфты, гребни и заточки на валу, регуляторы частоты вращения турбины и др. Наличие этих элементов приводит к разбрызгиванию смазочного материала. При распылении масла в картерах и центробежных колонках, а также при разбрызгивании в подвижных муфтах происходит контакт с воздухом. Кислород, смешиваясь со смазкой инициирует процесс окисления.
Турбинное масло может содержать воздух. Проникновение воздушной среды осуществляется через места перемешивания нефтепродуктов с воздухом. Когда воздухсодержащее масло проходит сквозь маслонагнетающий насос, пузырьки стремительно сжимаются. Воздух при быстром сжатии не успевает отдавать тепло внешнему пространству. Возникает адиабатный процесс, способствующий окислению нефтепродуктов. Кроме того, после растворения воздушных пузырьков масло наполняется вредными примесями (золой, пылью, водяным паром и т.д.). Это вызывает загрязнение и обводнение смазочного материала, а значит и его дальнейшую утилизацию турбинного масла.
Воздействие водяных паров
Причиной обводнения нефтепродуктов в турбодвигателях старого образца является конденсационный пар. Он выдавливается из лабиринтных уплотнений и подсасывается в картер подшипника. Неисправность парозапорного вентиля вспомогательного турбинного маслонасоса также становится источником обводнения. Влага может проникать в масло при процессе конденсации и через масляные охладители.
Самым опасным является обводнение после контактирования нефтепродуктов с горячим паром. При данных условиях масло не только насыщается влагой, но и успевает нагреваться, что в значительной степени приближает процесс старения.
Присутствие в составе смазки воды содействует формированию шлама. Мелкие частицы, проникая в смазочные пути подшипников, закупоривают дозирующие отверстия в шайбах, размещенных на линиях нагнетания насоса. Данная неисправность способствует сильному перегреву подшипников с возможным последующим их выплавлением. Шлам, поступая в регулировочную систему, препятствует нормальной работе букс, золотников и прочих частей турбины.
Также при контакте масла турбинного с горячим паром происходит образование эмульсии. Вещество, попадая в систему регулирования и смазки, ухудшает качество функционирования турбины.
Воздействие металла
Турбинное масло, циркулируя по каналам маслосистемы, контактирует с разными металлами: чугуном, бронзой, сталью. Взаимодействие металлических поверхностей и смазки также способствует окислительным процессам. Образующиеся при этом кислоты вызывают коррозию, частицы которой поступают в масло. Некоторые виды металлов обнаруживают каталитическое воздействие при окислении смазочного материала.
Все вышеуказанные факторы способствуют ускорению динамики старения турбинных масел. В результате негативного изменения физико-химических параметров ухудшаются эксплуатационные качества нефтепродуктов.
Во время длительной эксплуатации агрегата можно наблюдать следующие признаки старения масел:
Присутствие данных признаков не означает, что нефтепродукты больше не пригодны к эксплуатации.
Допускается использование масла в паровых турбинах при следующих параметрах:
При несоответствии одного из этих параметров нормированному значению рекомендуется замена нефтепродуктов.
Сотрудники компании Техноцентр проведут замену турбинного масла в кратчайшие сроки. Оставляете заявку на сайте организации или позвоните контактным менеджерам по указанным номерам телефонов.