Ухудшение эксплуатационных свойств масел в процессе их применения вызывается не только накоплением в их составах механических примесей. Если бы это действительно было единственной причиной, то проблема решалась бы регулярной заменой фильтров или очисткой центробежных маслоочистителей, либо своевременным доливом свежего масла. В этом случае достаточно было бы дважды в год (осенью и весной) проводить смену масла, не опасаясь рисков неблагоприятных последствий.
На самом же деле причин, по которым необходимо менять масло, намного больше. В числе распространенных:
В зависимости от типа машин, моторов, оборудования, различий в условиях эксплуатации эти причины могут проявляться тем или иным образом. Поэтому единых сроков замены масла не определено. Чем значительнее отступление условий использования масла от усредненных норм, тем чаще должна производиться такая замена.
Один из базовых методов оценки — построение "линии износа" на основе анализа динамики износа мотора или иных механизмов. Чтобы построить эту линию, следует делать периодические пробы масла из картера с целью определения в них содержания железа или иного металла. Затем в координатах время — количество металлов выстраивают линию износа. В точке, где будет зафиксировано повышение износа (точка перегиба), определяется потеря маслами своих свойств по воспрепятствованию износу, что будет свидетельствовать о необходимости смены масла.
Но поскольку проводить такие исследования достаточно сложно и дорого, был принят единый срок для замены масел, характерный для каждого определенного типа машин. Этот срок определяется на основе многолетней практики эксплуатации оборудования и машин. Как только пределы установленных химико-физических свойств масел, сроки, установленные для замены масла будут достигнуты, масло должно быть заменено на свежее или слито как отработанное.
В настоящее время пока еще нет достаточного научного обоснования пределов допустимых показателей качества работающих масел, при которых они будут считаться непригодными для применения и должны быть заменены на свежие. Мнения о браковочных параметрах разные, кроме того, решение этой задачи усложняется еще и тем, что на изменение эксплуатационных, физико-химических характеристик масел влияют еще и дополнительные факторы. В их числе — техническое состояние механизма или двигателя, конструктивные особенности, режим и условия работы техники.
Действующие в настоящее время браковочные нормативы определяют качество работающих масел по общим физико-химическим свойствам этих жидкостей и содержанию в них примесей. Вне зависимости от того, содержат ли масла присадки или нет, показатели качества устанавливаются по таким параметрам, как величина кинематической вязкости масла, реакция водной вытяжки, кислотное число, температура вспышки, наличие в составе масла воды и механических примесей. Также о степени стработанности присадок свидетельствует величина зональности, а характер присадки определяется по прилагаемому к свежему маслу паспорту. Присутствие примесей абразивного характера в маслах всегда считается браковочным признаком.
Крупнейшими потребителями нефтяных масел являются отечественные металлургические предприятия, например, заводы, оснащенные современными прокатными станами. Для охлаждения трущихся элементов, узлов, для смазки в них применяются эксплуатационные масла в больших количествах. Количество масел, используемых на современных предприятиях металлургии, исчисляется тысячами, их емкость велика. Поэтому техническое обоснование выбора сроков эксплуатации индустриальных масел может обеспечить значительную экономию нефтепродуктов в стране в целом, а также бесперебойная работа и рост производительности металлургических компаний.
В этой связи ЦЭМП разработал предельные значения показателей качества индустриальных масел, которые сегодня используются не только в металлургии, но и в других отраслях промышленности, где оборудование работает в схожих с ними условиях.
Аналогичные нормы были разработаны и для транспортной сферы, разработчик — НИИ АТ совместно с другими организациями.
Отслеживание отклонений от установленных показателей позволяет оптимизировать процедуру и сроки смены масла, увеличить КПД и срок эксплуатации оборудования.