Эксплуатация автомобилей невозможна без моторного масла. Техническая жидкость образует пленку, защищающую подвижные части двигателя от сухого трения и быстрого износа. При интенсивной эксплуатации транспортных средств приходится каждый год менять моторное масло. В результате в автосервисах накапливаются значительные объемы отработки, которые нужно утилизировать или перерабатывать. Актуальность проблемы увеличивается по мере роста парка автомобилей.
Первые попытки переработать старое моторное масло в высокотехнологичный продукт предпринимались более 50 лет назад. В 1980-х появилась первая рентабельная технология очистки. Однако процесс оказался слишком сложным и качество готовой продукции оставляло желать лучшего, поэтому технологического прорыва не случилось. Пришлось ограничиться производством индустриальных масел и технических жидкостей для железнодорожных локомотивов.
Прошли годы, ученые усовершенствовали процесс регенерации. Им удалось выйти на новый уровень: получившаяся субстанция по своим свойствам стала неотличима от "базового масла", из которого после добавки присадок получается техническая жидкость для моторов. Суть технологии:
Итоговый продукт подходит для автомобильных двигателей.
Как видите, переработка моторного масла — довольно сложный, многоступенчатый процесс. Самим автосервисам нет смысла заниматься этим, некоторые даже сливают отработку в землю и водоемы, нарушая тем самым законодательство. Отработанное масло относится к категории опасных отходов. При попадании в почву и водоемы технические жидкости наносят вред здоровью людей и природе. Моторные масла опаснее нефти, поскольку содержат присадки, а при эксплуатации в них образуются различные примеси и загрязнители.
Использованное масло не растворяется в воде, обладает химической устойчивостью, содержит тяжелые металлы и токсические соединения. Российское законодательство запрещает его захоронение в земле и воде, сжигание без очистки от присадок. Однако, к сожалению, часть отработки все же попадает в природу. Объясняется это следующими причинами:
В России не больше 20% отработанных масел поступает на переработку, в ЕС этот показатель превышает 80%.
Компании, которые восстанавливают моторные масла, апеллируют не только к "зеленой повестке". Они утверждают, что в процессе эксплуатации автомобиля только присадки теряют свои свойства, а это всего 15% от готовой смеси. Основная часть моторного масла не изнашивается. Нужно только хорошенько очистить его и разобраться с окислением с помощью антиокислительных присадок, после чего получится база, не отличающаяся от изготовленной из сырой нефти.
Критики регенерации утверждают, что отработку невозможно реанимировать, поскольку у любой органики есть свой ресурс, который невозможно восполнить. Со степенью окисления ничего сделать нельзя, антиокислительные присадки лишь маскируют износ. Продукция, которая получается при смешивании восстановленного масла с обычной базой, уступает по свойствам техническим жидкостям, произведенным по классической технологии.
В любом случае найти продукты повторной переработки в моторном масле не представляется возможным. Производители не раскрывают точные формулы технических жидкостей, эта информация является коммерческой тайной. По мнению отдельных экспертов, все ведущие компании добавляют в свою продукцию регенерированное масло ради достижения экономического эффекта. Переработанные составы гораздо дешевле первичных.
В России продажи "экологичных" масел особо не впечатляют. Сейчас у нас в моде импортозамещение, на первый план выходит продукция отечественных брендов, далеких от "зеленой повестки". В стране дефицита нефти не наблюдается, поэтому власти и бизнес не беспокоятся по поводу ее рационального использования.